морские перевозки
железнодорожные перевозки
автоперевозки
Смотрите также :

СТАТЬИ

Международные автоперевозки
Современные аспекты грузоперевозок
Исследование рынка грузоперевозок в России
В России страхуется только половина грузов
МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ВНУТРИПОРТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
СТРАХОВАНИЕ, ОХРАНА
Часы работы:
Понедельник-пятница с 10:00 до 18:00
Звоните в Санкт-Петербурге:
Главная   //   Статьи   //  Международные автоперевозки

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОПЕЕРВОЗКИ. АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК


Динамичный рост международных автомобильных перевозок на мировом рынке транспортных услуг в последнее время обусловлен многими факторами, присутствующими и в экономике России. Рост объемов производства услуг автомобильного транспорта по данным зарубежных и отечественных источников составил за последнее двадцатилетие в мире почти 210%, в то время как рост валового продукта за тот же период составил около 70-80%. Сравнительные преимущества, имеющиеся у автомобильного транспорта перед другими видами транспорта, определяют его привлекательность для всех категорий потребителей в отраслях промышленности и естественно инвесторов. Значимыми преимуществами, составляющим сферу интереса западных и отечественных инвесторов являются гибкость и мобильность, высокая скорость доставки грузов и пассажиров автомобильным транспортом, меньшие непроизводительные потери времени, относительно невысокие цены. В настоящее время автомобильный транспорт в России является основным перевозчиком дорогих и ценных грузов — стоимость грузов на автомобильном транспорте за 1999г составила 22657 млн. долл. США, на воздушном — 10939, железнодорожном — 20278, морском и речном — 26013, при стабильном третьем месте по объемам перевозимых грузов после железнодорожного и морского (автомобильный — 15797 млн. тонн, морской и речной — 143899, железнодорожный — 157328).

Переключение ценных и дорогостоящих грузов на автомобильный транспорт объяснимо высокой степенью надежности и скоростью доставки грузов. Отмеченная тенденция характерна не только для России, но и в целом для мирового транспортного рынка. Некоторые из сравнительных преимуществ страновых рынков транспортных услуг приобретены или сложились под воздействием внутренней и внешней конкурентной борьбы между перевозчиками или их агентами. В период экономических реформ в России также были сформированы некоторые из конкурентных преимуществ, как, например, низкая себестоимость перевозки или доставки грузов, низкая стоимость рабочей силы при потенциальном ее избытке, и другие, поддержание которых на необходимом уровне или создание на их основе других преимуществ в целом будет способствовать повышению конкурентоспособности транспортной отрасли России. Так, например, если еще 5 лет назад перевозчики из развитых европейских стран не воспринимали россиян на западных трассах как одну из серьезных угроз в конкуренции, то в последние 2 года конкуренция настолько усилилась, а «прорыв» россиян в Европу стал так реален, что на мировом уровне (на ежегодных собраниях МСАТ 1999-2000гг.) как первоочередная обсуждается проблема доступа перевозчиков из бывших социалистических стран на мировой рынок транспортных услуг, технологических, экологических, разрешительных барьеров для ограничения их количества.

Конкурентные преимущества россиян очевидны производителям транспортных услуг из других стран, поэтому, не дожидаясь воздействия государственных ограничительных и регулирующих мер, они меняют стратегию и политику присутствия на рынке Европы и России (табл.1). Так, например, по данным приведенной таблицы видно, что позиции в прошлом главных конкурентов России в международных автомобильных перевозках за два года ослаблены, некоторые страны, как Германия, Нидерланды, практически ушли с нашего рынка, используя другие формы конкурентной борьбы, как, например, создание совместных предприятий с использованием иностранного капитала в зонах благоприятного экономического режима, другие страны, например Беларусь, усиливают свои позиции.

Решающим, более привлекательным преимуществом, которое можно считать и потенциалом будущего развития является низкая себестоимость услуг по доставке грузов.

Нарастание конкуренции в международных автомобильных перевозках может привести к постепенному их разрушению, следовательно, необходима политика поддержания и создания новых конкурентных преимуществ, поддерживаемая соответствующими инвестициями. Направлениями вложений могут стать следующие.

Первое, наметившаяся стабильность интермодальных перевозок России определяет необходимость на правительственном и региональном уровнях разработать систему мер стимулирования, усиления привлекательности транспортной деятельности, включающую не только меры государственного регулирования, но создания благоприятных режимов инвестирования.

Для Северо-западного региона важной является использование всех естественных преимуществ от выгодного географического положения до использования политических акцентов в конкуренции сложившихся к настоящему времени. При общем росте объемов перевозок грузов в международном автомобильном сообщении следует рассматривать только страновых конкурентов-лидеров — перевозчиков Финляндии, стран Балтии, Германии, доли рынка которых в России являются значительными именно на северо-западе. Повышение привлекательности условий деятельности на транспорте должно быть направлено не на увеличение количества разрешений на перевозку грузов, а на привлечение вложений в предприятия с совместным или иностранным капиталом.

Первое, наметившаяся стабильность интермодальных перевозок России определяет необходимость на правительственном и региональном уровнях разработать систему мер стимулирования, усиления привлекательности транспортной деятельности, включающую не только меры государственного регулирования, но создания благоприятных режимов инвестирования.

Для Северо-западного региона важной является использование всех естественных преимуществ от выгодного географического положения до использования политических акцентов в конкуренции сложившихся к настоящему времени. При общем росте объемов перевозок грузов в международном автомобильном сообщении следует рассматривать только страновых конкурентов-лидеров — перевозчиков Финляндии, стран Балтии, Германии, доли рынка которых в России являются значительными именно на северо-западе. Повышение привлекательности условий деятельности на транспорте должно быть направлено не на увеличение количества разрешений на перевозку грузов, а на привлечение вложений в предприятия с совместным или иностранным капиталом.

Второе, нельзя надеяться на создание более совершенной технологической базы именно на основе подобных вложений. Ни один здравомыслящий предприниматель не будет создавать в чужой стране производство технологически более совершенное, чем его собственное. Это значит обострить конкурентную борьбу, борьбу за лидерство и прибыли. Для России выход из сложившейся ситуации заключается в формировании технологической базы и включение в соревнование в этой сфере с развитыми странами. В международных автомобильных перевозках для решения этого вопроса необходимо: наличие подвижного состава, соответствующего стандартам мирового рынка транспортных услуг и развития техническая база, инфраструктура позволяющая использовать новейшие технологии в доставке грузов и пассажиров.

Существуют два варианта решения проблемы: стратегический — рассчитанный на долгосрочную перспективу и солидные вложения в развитие отраслей автомобилестроения и автомобильного транспорта; и переходный — использующий имеющийся потенциал с минимальным вложениями для оживления экономики отрасли и наращивания потенциала в дальнейшем необходимого для реализации стратегического подхода. Создание такого потенциала — основы развития на данном этапе более приемлемо в рамках существующего международного разделения труда: для России это более выгодный путь — не производить подвижной состав, а приобретать его, создав благоприятный таможенный и налоговый режим. Инвестиции в этом случае окупаются в 10 раз быстрее, чем вложения в развитие автомобилестроения, и уже в первые годы приносят реальную прибыль.

Вложения в развитие международных автомобильных перевозок привлекательны и для решения социальных проблем. Развитие конкурентной среды и возникновение новых производителей транспортных услуг решает проблему занятости и создания новых рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда. Многие специалисты показывают, что имеющиеся производственные мощности занимают, например, на один автомобиль — около 4 человек, 1 рабочее место в морском порту создает дополнительно до 10 рабочих мест в регионе.

Третье, технологическое совершенствование базы МАП необходимо, но привлекаемые инвестиции в этом направлении должны быть использованы не только на закупку новых технологий и оборудования, но и на совершенствование, реконструкцию, модернизацию имеющейся технологической базы. Наследство советской экономической системы России в этой области значительно. Среднее по мощности АТП того времени имело мощную производственно-технологическую базу и парк автомобилей около 200-300 единиц. В настоящее время эти мощности не востребованы. Инвестиции на реконструкцию и модернизацию объемны, имеют больший срок окупаемости, но при сравнении их с инвестициями необходимыми для создания новой технологической базы многократно меньше.

Четвертое, привлекательность вложений в МАП как один из самых мобильных элементов создаваемых в мире и России логистических систем очевидна. Исследования, проводимые нами в данной области показали, что автомобиль, участвующий в международной доставке движется в сутки в среднем от 200 до 400 км и простаивает в течение 4-6 часов. С развитием логистической инфраструктуры и внедрением соответствующих технологий, возможно сократить простои до рациональных 1-2 часов в сутки и увеличить время эффективной работы автомобиля. Для чего необходимы инвестиции в создание дополнительных таможенных пунктов, складское и терминальное хозяйство, дорожное строительство, телекоммуникации, развитие информационных технологий и связи.

Пятое, привлекательность МАП для повышения конкурентоспособности транспортной отрасли России велика. Необходимы инвестиции и правильное их использование в соответствии с имеющимися конкурентными преимуществами и возможностями, их рациональное использование

ООО «Лентранс», Санкт-Петербург,
пр. Стачек, д. 48, к. 2;
тел.: (812) 680-29-29;
эл. почта:


Компания "Ай-Ти Дизайн"
СПб, 2003